Язык нового времени: Кирилл Алексеев о современном искусстве

20 Сен 2013

Формирование нового глобального языка, тяготение к зрелищности и тотальная инсталляция повсюду. Искусствовед Кирилл Алексеев рассказал Home magazine о том, что происходит сегодня с современным искусством.

Кирилл Алексеев 

Преподаватель школы коллекционеров и экспертов на базе ЦСИ «Винзавод», куратор, в прошлом – сотрудник отдела новейших течений Третьяков­ской галереи.

Родился в 1976 году, закончил исторический факультете МГУ и Государ­ственный институт искусствознания.

Какова главная тенденция развития современного искусства?
Современное искусство перестает быть элитарным. Сегодня зрители ждут простых и однозначных высказываний. Время, когда искусство обращалось к узкому кругу людей с обширным культурным бэкграундом, уходит в прошлое. Теперь оно доступно для всех и все больше приобретает прикладное значение – становится развлекательным, зрелищным. Искусство нового времени стирает географические границы, оно стремится быть одинаково понятным и англичанину, и русскому, и малазийцу. Формируется глобальный язык искусства.

Какой форме искусства россий­ские художники отдают предпочтение?
Главной формой как в российском искусстве, так в зарубежном становится тотальная инсталляция. Ее главный принцип – подчинение всего во­круг одному вектору. Сегодня очень распространена ситуация, когда проект делается специально под конкретное помещение. Если раньше в музеях и галереях отдельные произведения транслировали идеи, то сейчас единая концепция тотальных инсталляций создает атмосферу.

О чем говорит назначение иностранца Удо Киттельмана куратором российского павильона на Венецианской биеннале в этом году?
Так исторически сложилось, что нововведения в Россию приходят извне. Назначение Удо Киттельмана куратором российского павильона – это прилив свежей крови, которая так необходима современному отечественному искусству. К сожалению, у нас отсутствует проблематика современного искусства, не сформирован арт-рынок. Нам нужен образец, на который следует ориентироваться. К тому же глазами независимого эксперта легче рассмотреть ситуацию объективно, со всеми ее плюсами и минусами.

Антон Чумак, «Нефть». Тотальная инсталляция – форма искусства, основанная на включении зрителя внутрь себя, погружении его в определенную атмосферу. В тотальной инсталляции обычно присутствуют несколько произведений разных жанров, которые работают на создание единой концепции. Термин введен в употребление российским художником Ильей Кабаковым.

 

Александр Бродский, «Ночь перед наступлением». Масштабную инсталляцию художник и архитектор создал в рамках Московской биеннале современного искусства в 2009 году на территории ЦСИ «Винзавод». Она состоит из полиэтиленовых палаток, раскиданных по территории подвала выставочного центра, с зажженными внутри них лампочками.

текст: Мария Панкова; фото: личный архив Кирилла Алексеева и открытые источники

=) ;) :-D 8) :( :-| *CRY* *DEVIL* =-O :-[ :-* *QUESTION* *IMPORTANT* *EUREKA*


*